Расскажу я вам кейс стародавний, который произошел у меня лет десять назад. Обратился к нам директор по маркетингу одной компании, да запросил у нас он чудодейственной лидогенерации для своего B2B-продукта, чуда-заморского.
А продукт был непростой, да лидген там с наскока не выстроить.
На вопросы про целевую аудиторию, данные по конкурентам, цифры по конверсиям на разных этапах пути клиента ответа дать не смог нам. Про стратегию развития компании тоже не смог ответить. На что ему было сделано предложение по проведению всех необходимых исследований, да разработки сего документа чудодейственного, стратегического.
И ответ на сей офер, ждать себя долго не заставил: "А как же это я с таким предложением пойду к Главнейшему? Он же спросит у меня, почему сих данных нет, и за что мне платят оклад достойный, выше рыночного?". И не стал он нанимать наши умы светлые, а пошел дальше по рынку искать чудо таблетку для прикрытия зада своего окаянного.
Птички нашептали, что недолго проработал он в той компании. И случаев таких у меня было после еще несколько штук. Какие выводы можно сделать с этого сказа о делах давно минувших дней?
Если ты маркетолог, то будь им не только на подписи в email и на визитке, а работай согласно стандартам. Если руководство не хочет это слышать и требует от тебя волшебной таблетки, то либо меняй уровень понимания маркетинга у руководства, либо меняй руководство.
Если же ты собственник бизнеса, то как бы тебе не хотелось, на базовом уровне в маркетинге ты просто обязан разбираться. Иначе будут у тебя работать такие вот умельцы, которые будут кивать тебе на все твои необоснованные хотелки и получать зарплату не за бизнес-результаты, а за потакание этим хотелкам.
Что обязательно на базовом уровне должно быть в компании, в которой есть маркетинг не на словах?
1. Конкретные цели по каждой продуктовой линейке/сегментам ЦА
2. Четко описанная целевая аудитория и те, кто не является вашей ЦА, хотя очень похожи на них
3. Конкурентный анализ, как минимум 3-х ключевых игроков и настроенный мониторинг
4. Проработанное позиционирование и УТП
5. Разработанный Путь клиента
6. Понимание своей доли рынка, потенциала роста и понимание в штуках, сколько клиентов с рынка у вас зафиксировано и в какой базе
7. Простроенная сквозная аналитика
8. Базовая маркетинговая стратегия, стратегия роста и конкурентная стратегия
9. Операционный план и медиаплан
10. Таск-менеджер, в котором ведётся операционка
11. KPI к которым привязаны бонусы руководителя и сотрудников отдела маркетинга
Это необходимая база, после которой можно говорить, что у нас есть какой-никакой маркетинг. В противном случае, это блуждания в тумане неведения и надежды на счастливый случай.
Делайте хороший маркетинг, а нехороший маркетинг не делайте!