Универсальная схема продаж
Этап №2: Контактные данные клиента
Ценность контактных данных
В чем принципиальное отличие маркетинга от продаж? Почему они порой спорят и не понимают друг друга? У них разный финальный продукт, или цель.

Деньги, покупка, обороты, прибыль – пожалуйста, обращайтесь к продажам.

Финальный продукт маркетинга и смысл его существования – формирование клиентской базы, а точнее, клиентских баз. Из которых продажи и будут черпать свой результат.

Человека, поделившегося своими контактными данными для дальнейшей коммерческой коммуникации с вами, принято называть «лидом». Маркетинг - это наука и искусство создания (лидогенерации), развития и поддержания в актуальном состоянии базы лидов.

Продавать без сформированной клиентской базы можно, но в таком случае вы ограничиваете себя правилами базарного капитализма, с его навязчивостью, «хватанием за руки» и крайне низким процентом конверсии в покупку.

Спам по случайным мейл-адресам – показательный пример базарного капитализма. Автообзвон без санкции получателя рекламы – тоже.
Главный вопрос искусства внимания: «По какой причине клиент захочет впустить нас ближе, в свою жизнь, поделившись контактными данными?»
Ценность клиентских баз
Клиентская база – это не товар, который можно купить за углом по запросу «клиентская база руководителей». Такие списки проходят по тому же ведомству грубого базарного капитализма.

Клиентская база – это список людей, которые:

  • вас (продукт / компанию) знают;
  • вами заинтересовались (этап №1 «Внимание» пройден успешно);
  • поверили вашему обещанию решить их задачи;
  • готовы общаться дальше
и потому поделились своими контактными данными.

Понимаете, в чем ценность? В том, что вы можете продавать заведомо лояльной аудитории, с меньшими затратами времени, сил и денег. С меньшей зависимостью от величины рекламного бюджета. Маркетинг формирует базу «знакомых», за которую отдел продаж скажет большое спасибо.
Нет актуальных и подогреваемых клиентских баз – нет маркетинга. Вы находитесь на уровне базара: авось кто-то пройдет, увидит и купит.
Распаковываем лидогенерацию
Для ответа на ключевой вопрос лидогенерацию следует распаковать с помощью серии вопросов-ответов. В работе над вашим проектом опытный маркетолог подготовит индивидуальный пул таких вопросов и поможет найти развернутый ответ к каждому. Я приведу несколько формулировок:
1
Клиент оставит контактные не просто так: что мы готовы за них обещать? Нечто бесплатное или чрезвычайно выгодное.
2
Какие шаги мы предпримем после этого, пока клиент в своем наиболее «горячем» состоянии? Как подтолкнем его к скорейшей покупке? (в этой точке самое время подключиться отделу продаж)
3
Что мы планируем предпринимать на регулярной основе, чтобы контакт не «замерз»? Как будем поддерживать связь, подогревая интерес и желание покупать?
4
Готовы ли у нас инструменты для анализа и сортировки по категориям полученных лидов и результатов взаимодействия с ними?
Вывод: Контакт или лид не только email и номер телефона. Это карточка клиента с основной информацией: от имени до истории взаимодействия с компанией. Такая карточка наполняется не сразу, но при первом контакте мы должны получить: имя, способ связи и цель обращения.

Дальнейшая задача – развитие (обогащение) это карточки путем маркетинговых активностей и работы отдела продаж. Цель не только одна покупка, но и по возможности возвращение, удержание (retention) контакта для повторных продаж (об этом в последнем уроке). С помощью клиентской базы мы сокращаем зависимость от рекламы и внешних источников продаж, крепнет опора на наши собственные ресурсы.
Измерения для лидогенерации
Лидогенерацию легко измерить в цифрах и рублях. Приведу несколько параметров.
Количество и цена контакта
Сколько человек оставили свои контактные данные в любой форме.

Примеры: мы запустили акцию на сайте и получили 47 заявок по коду «осень 2023»;
наш квиз прошли 118 человек и мы получили 118 номеров телефонов, из которых реальных только 82.

Измерения: количество контактов и цена одного контакта.

На продвижение квиза мы потратили 4200 рублей, стоимость одного полученного номера телефона составила 35,6 рублей.
Но так как реальных было всего 82, то настоящая цена за контакт – 51,22 р.
Позже выяснилось, что половина оставила телефон «по-ошибке» и ничего такого «не помнит». В итоге у нас 41 целевой контакт при средней стоимости 102,44 рубля.
Количество человек в базе (-ах)
Отдельно считаем купивших и потенциальных клиентов.

Пример: всего у нас 8601 контакт, из них клиентских 1402, остальные – возможные клиенты, которые ничего пока не приобрели.

Измерения: количество человек в каждой базе по отдельности.

В базе заказавших разработку мобильного приложения 48 человек, а в базе заказавших разработку сайта или лендинга - 135.
В базе обращений по поводу приложения 209 человек, а в базе обращений насчет сайта - 518.
Стоимость контакта и конверсия с базы
При запуске маркетинговых активностей на свои базы считаем цену 1 контакта и % конверсии (целевое действие вашей активности).


Измерения: количество контактов, цена одного контакта, процент конверсии, цена конверсии.

Мы запустили мейл-рассылку по нашей базе и потратили всего 1300 рублей за услуги рассылочного сервиса. Наше письмо открыли 516 человек, из них к нам обратились 48 человек. Купили 12 человек, средний чек составил 6100 рублей. У нас получилась неплохая рассылка.

Методы получения контактных данных
Ключевое слово «выгода». Иногда говорят «польза», «ценность» и т. п. Суть и смысл едины: мне должно быть выгодно совершить обмен своих контактных данных на вашу (для меня) ценность. Приведу три способа, но их довольно много.
Вебинар
Несмотря на то, что этот способ кому-то покажется устаревшим, он входит в тройку лучших для лидогенерации и прогрева аудитории. Не верьте никому, кто хоронит вебинары. Они вкусные, если уметь их готовить.
Квиз
Опросник, который после прохождения предлагает ценность, от которой трудно отказаться. Суть квиза в том, что вы постепенно и мягко приманиваете клиента, он подходит к вам все ближе – из-за чего ему сложно отказаться от финального бонуса.
Главное, чтобы такой бонус был, иначе... Смотрите антикейс ниже.
Телеграм-бот
Небольшая рассылка с помощью бота также обеспечивает вас базой лидов, ведь каждый подписчик – это номер телефона и аккаунт в мессенджере. Следовательно, вы можете повторно связаться с ним с помощью нового бота или напрямую.
Примеры захватов контактных данных
Списки «лучшего» во все времена пробуждали рефлекс загребущих рук.
Бот, эксплуатирующий нашу природную и приобретенную недоверчивость. Мы знаем, что в рекламных обещаниях нас обманывают. Но этот бот предлагает показать «реальные цены» на услуги по переводу и апостилированию документов. Как не посмотреть, а вдруг там режут правду-матку?
Вебинар по-прежнему – лучший инструмент лидогенерации для сложных профессиональных услуг. Тот самый случай, когда без тысячи слов не разберешься и не купишь.
Очень распространенный антикейс
Почему т. н. квизы часто превращаются в халтуру, формальность и не работают?

Потому что никакой специальной ценности в обмен на контактные данные они не предлагают.

На слайдере внизу (листайте) квиз одной московской клиники. Вы проходите короткий опросник, в конце от вас требуется поделиться контактными данными. Но за что? За банальную консультацию и загадочный бонус?

Для подобного «подарка» квизы не нужны, достаточна формы для заявки.

Квиз – это игра на получение реального, а не тайного бонуса или стандартной консультации администратора.
Проверьте себя
Пройдите небольшой квиз, чтобы проверить понимание темы. Всего 5 вопросов, где вы можете выбрать ответ. Результат вы увидите сразу же.
Проверьте себя: знаете ли вы, как привлекать лиды.
Отправлять заявку не обязательно, но очень полезно ;)
Какой набор контактных данных лучше всего собирать при первом взаимодействии с клиентом?
ОТВЕТ №1.

Оптимально не перегружать форму первой заявки. В большинстве случаев достаточно запросить номер мобильного телефона. Остальную информацию можно получить во время первого общении. Менеджер должен взять в правило создавать в CRM и заполнять карточку клиента в процессе коммуникации.
Однако для некоторых товаров и услуг (чаще всего дорогих профессиональных и В2В) допустимо сразу запрашивать расширенную информацию: название компании, ссылку на сайт и др. Это позволит отфильтровать нерелевантные обращения и подготовиться к первому созвону.
Таргетолог похвастался, что за месяц рекламы вы получили 580 лидов по цене 12 рублей каждый. В чем может быть подхвох?
Можно выбрать несколько вариантов.
ОТВЕТ №2.

Все ответы правильные, за исключением, пожалуй, последнего. Это спорный момент, но лучше не объединять в единую статистику расходы на рекламу с затратами на услуги персонала. Иначе у вас выйдет искаженная статистика эффективности собственно рекламных кампаний.
Какой вид лидогенерации показал наилучший результат за последние 5 лет?
ОТВЕТ №3.

Коварный вопрос.
Такой статистики не существует. Когда все бегут создавать (а точнее, лепить на коленке) квизы, мы наблюдаем всего лишь инстинкт масс, а не доказательство эффективности.

При выборе способа захвата контактных данных ориентируйтесь на:

  1. стандарты в вашей отрасли (к какому методу чаще всего прибегают конкуренты)
  2. комфорт (так, плохому оратору вебинар – помеха);
  3. особенность «наживки» (в какой упаковке она привлекательнее: например, в виде ролика или чек-листа).
0
24
ОТВЕТ №4.

Возьмем идеальную ситуацию: отвечать на запрос следует в течение 10-20 минут. Чем дешевле товар или чем более горячей является потребность (лечение головной боли, покупка билета) – тем быстрее следует отвечать.
Однако для некоторых отраслей, в частности В2В, профессиональных услуг, ответ в течение 24 часов и в рабочее время не является прегрешением.
Какой вариант рекламного объявления является методом лидогенерации?
ОТВЕТ №5.

В принципе, оба. Вы подаете заявку через форму на сайте или пишете в Мессенджер Фейсбук = вы оставляете свои контактные данные.

Однако это довольно традиционный, прямолинейный способ получения контактных данных. Далеко не всегда реклама «обратись сейчас» приносит результат, поскольку она рассчитана на нижние сегменты воронки продаж (на самую горячую аудиторию с сформировавшимся спросом).
Хотите развить навык привлечения лидогенерации с помощью маркетинга и рекламы? Или возможно, вы думаете заказать продвижение, которое обеспечит вам больше заявок?

Я предлагаю два варианта сотрудничества:
  1. Почасовую консультацию. Вы получите ответы на свои вопросы, устраните неуверенность, обретете ясность для дальнейших действий и научитесь проводить более эффективные рекламные кампании.
  2. Продвижение в интернете. Мы с командой сформируем план продвижения, настроим рекламные кампании, создадим пиар-материалы – все, чтобы вы получили и внимание, и бизнес-результат.
Перейдите по ссылке в любой из мессенджеров и спросите у меня о вариантах сотрудничества.
ТЕЛЕГРАМ
WHATSAPP
FACEBOOK MESSENGER
VKONTAKTE MESSENGER
Мы свяжемся с вами в ближайший рабочий день
Ценный контент? Поделитесь с друзьями этим уроком, кликнув на иконку соцсети внизу. Любопытно, насколько хорошо они ориентируются в теме.

А пока сделаем перерыв. Переспим с новой информацией. Следующий урок посвящен второму этапу универсальной воронки продаж: общению. Ссылка придет в тот же бот Телеграм.

А это ссылка на бот для ваших друзей: @universalsales_bot
Нет времени обучаться? Получите предложение по продвижению вашей компании.

Закажите первую бесплатную консультацию по выбору инструментов продвижения. А также получите индивидуальный расчет.

Выберите удобный способ связи.
Мы отвечаем в рабочие дни с 10:00 до 20:00.